Как делятся автобусы в зависимости от назначения, длины и вместимости? Такая информация обычно требуется для их закупки с учетом характера и интенсивности предстоящей эксплуатации. Выполняя свою главную задачу – перевозку людей на различные расстояния – пассажирский автотранспорт должен обеспечивать комфорт во время езды, максимальную эффективность и безопасность поездки. Давайте разберемся, какие типы автобусов существуют сегодня и для чего они предназначены. Так мы поможем вам выбрать наиболее подходящий вариант.
- Основные классификационные признаки
- Классификация по назначению
- Городские
- Междугородные
- Пригородные
- Аэродромные
- Туристические
- Экскурсионные
- Вахтовые или экспедиционные
- Другие
- Классы транспортных средств по вместимости: автобусы
- Малые
- Средние
- Автобусы особо большого типа вместимости
- По габаритам
- Классификация по компоновке и конструкции
- Другие классификационные признаки
- О специальных машинах
- Каким должен быть современный пассажирский транспорт
- Марки-производители
Основные классификационные признаки
Есть несколько показателей, которые важно учитывать при покупке ТС. Во-первых, надо определиться, зачем вы его берете: для перевозок внутри города или за его чертой, экспедиций, туристических поездок, экскурсий и прочего. Во-вторых, обратите внимание на вместимость и габариты: чем они выше, тем дороже обойдется покупка. Не забудьте проверить и ходовые части, они определяют скорость езды. Например, в региональных центрах быстрое передвижение не так востребовано, как на междугородних маршрутах. В-третьих, нельзя забывать и про надежность: перевозка пассажиров – это всегда ответственность за чужие жизни и здоровье.
Классификация по назначению
Автобусы различаются комплектацией, компоновкой и числом мест в зависимости от условий использования.
Городские
Они перевозят пассажиров только внутри города, чаще всего по заранее согласованному маршруту. На них можно ездить лишь по относительно хорошему дорожному покрытию. Такие модели не адаптированы к бездорожью, поэтому поездки в них по проселочным дорогам сложно назвать комфортными. Рассчитан городской транспорт не только на сидячие, но и на стоячие места на широких площадках с обязательным соблюдением техники безопасности.
Для того чтобы ускорить пассажирообмен, в таком транспорте делают низкий пол и широкие двери. Причем городские автобусы дополнительно снабжают невысокими подножками и множеством поручней. В салоне предусмотрены вентиляционные, отопительные системы, освещение, что делает поездки по маршруту для пассажиров максимально безопасным.
Междугородные
Они предназначены специально для многочасовых перевозок по длинным маршрутам. Поэтому такие ТС, как правило, оборудованы более качественно: снабжены креслами с опускающимися спинками и подлокотниками, обеденными мини-столиками, сетками и карманами. Внизу есть просторный багажный отсек, куда ставятся пассажирские сумки и чемоданы. Дорогие модели могут иметь холодильники, термонагреватели воды, гардеробы, и даже санузлы.
Так как вопрос оперативного входа/выхода пассажиров на остановках здесь не так важен, транспорт чаще всего оборудован только одной дверью и узкими проходами. А вот мест для поездок стоя в автобусах для межгорода почти не бывает: они просто запрещены техникой безопасности, да и не каждый сможет провести в пути более 1-2 часов на ногах. Комфорт и безопасность – вот что на первом месте у транспорта для перевозок между городами. Поэтому каждое сиденье снабжено ремнем безопасности, отдельной вентиляцией, светильником, аудио- и видеоаппаратурой.
Пригородные
Нечто среднее между городскими и междугородними автобусами, где перевозка пассажиров возможна и в креслах, и стоя. Но для того чтобы ехать стоя, предусмотрен лишь проход. Компоновка здесь, как правило, универсальная, это делает машину эффективной и в городе, и за его пределами. Чаще всего такие транспортные средства используют для перевозок по сельской местности, когда от пункта отправления до места назначения не более 1-1,5 часов.
Аэродромные
У этой категории более узкая специализация – доставка пассажиров от здания аэропорта до самолета и обратно. Такие автобусы оборудуют низким полом, широкими окнами и дверями, сидячих мест в них почти нет. Вместительность этого типа очень высокая, ведь гораздо проще перевезти людей одной партией и сократить затраты времени и топлива.
Туристические
По комплектации эти ТС похожи на междугородние, но их дополнительно снабжают микрофонами и громкоговорителями, так туристические автобусы могут выполнять еще и функцию экскурсионных. Обычно над каждым креслом располагается динамик с регулируемой громкостью, который при желании можно отключить.
Экскурсионные
Здесь обязательно оборудуются панорамные окна для лучшего обзора. Чаще такие модели используются на внутригородских маршрутах, чтобы осматривать местные достопримечательности. Некоторые виды транспорта этой категории имеют открытые верхние этажи. Но такие можно использовать только в жаркую и ясную погоду со строгим контролем безопасности пассажиров.
Вахтовые или экспедиционные
На них перевозят строительные бригады и команды специального назначения. ТС обычно оборудованы полноприводными шасси, рассчитанными для движения по бездорожью. Вместимость такого вида транспорта составляет от 18 до 28 человек. Салон снабжен несколькими рядами сидений, некоторые из них расположены по принципу «визави» (друг напротив друга) и разделяются складной столешницей. По периметру вахтовки (места перевозки пассажиров) устанавливаются прочные и теплосберегающие стеклопакеты, состоящие из одной, двух или трех камер. Обязательно есть запасной выход в задней части автобуса.
Недостаток данной модели – в жесткой рессорной подвеске, рассчитанной на доставку тяжелых грузов (более пяти тонн). Поэтому во время езды ощущается сильная тряска.
Другие
Все виды автобусов, что мы перечислили выше, – это наиболее часто используемые транспортные средства. Но есть еще несколько типов, например, вездеходы, созданные специально для движения по бездорожью. Также существуют почтовые, ритуальные (перевозят умерших и их родственников к кладбищу), тюремные (на них ездят военнопленные и заключенные). Последние отличаются усиленной шумоизоляцией, бронированными дверцами и отсутствием окон.
Существуют и прогулочные миниавтобусы без боковых стенок, имеющие только крышу. Например, их можно увидеть на сарафи или на площадках для гольфа.
Классы транспортных средств по вместимости: автобусы
Чаще всего по этому показателю на группы делятся только междугородние и туристические автобусы, на городском и прочих видах транспорта «разброс» по вместимости салона встречается редко.
Малые
Вмещают от 16 до 25 человек (учитываются сидячие и стоячие места), их чаще всего можно встретить в небольших городах и поселках. Обычно эти ТС используют в качестве маршрутного такси, что очень удобно, если они ходят каждые 10-20 минут. Такими легче всего управлять, особенно на дорогах, вплотную забитых машинами, при этом экономится время на поворотах. Бывает, крупные компании специально закупают корпоративные транспортные средства, чтобы развозить персонал после рабочего дня. Для этого подходят автобусы особо малого класса вместимости (от 10 до 15 чел.), похожие на Газели.
Средние
Вмещают от 26 до 35 человек и обычно используются в качестве пригородного транспорта. Это объясняется большим потоком работающих людей и студентов, которым необходима постоянная связь между городами, где они учатся и живут. Такие модели, как правило, ездят на относительно небольшие расстояния, дорога занимает от 1 до 3 часов. Места в основном сидячие, так как при более высокой скорости передвижения требуется максимальная безопасность.
Автобусы особо большого типа вместимости
К ним относятся все модели для 36-45 человек и более, возможны двухэтажные варианты. Такие чаще закупают турфирмы, чтобы перевозить крупные делегации во время обзорных экскурсий. Они, как правило, комфортабельные, поэтому отлично подходят для длительных поездок в другие города и даже страны.
По габаритам
В расчет берется размер корпуса, поэтому ТС разбиваются на следующие группы:
-
Особо малые (4.5 — 6 м);
-
Малые (7 — 7.5 м)
-
Средние (8 — 9.5 м);
-
Большие (10 — 11 м);
-
Особо большие (12 -17 м).
Размеры корпуса очень важны для маневренности и управляемости – чем машина больше, тем сложнее входить в повороты. А вот длина и вместимость автобуса среднего класса не всегда зависят друг от друга. Бывают небольшие модели, которые перевозят огромное количество человек благодаря накопительным площадкам.
Классификация по компоновке и конструкции
Она довольно обширная:
-
По расположению двигательной системы:
-
в передней или задней части;
-
под полом.
С капотом и без (вагонного типа).
С низким и высоким полом.
Одиночные и сочлененные (обеспечивают большую вместительность).
Одно-, полутора- и двухэтажные.
Другие классификационные признаки
Вы можете выбрать разные двигатели: дизельные, бензиновые или газовые. Первые немного уступают по скорости, особенно при крупных габаритах, вторые – позволяют ездить быстро, но являются не самым экономичным вариантом. Модели с газовым оборудованием требуют меньше затрат. Недавно появились автобусы, работающие на электричестве. Они бывают аккумуляторными и суперконденсаторными. В перспективе возможно их использование в качестве городского транспорта.
Есть еще и так называемые дуобусы – это гибридные варианты, смешанные с троллейбусами. Они работают от двух источников питания: контактной сети и собственного дизеля. Но такие можно закупать только для передвижения внутри города по заданному пути. На них нельзя внезапно менять направление и выезжать в другие населенные пункты.
Изначально ко всем моделям применяли классовое деление (по длине маршрута):
-
1 – городские, с большим количеством сидячих и стоячих мест и ускоренным пассажирообменом, в среднем поездка одного человека составляет от 10 до 40 минут;
-
автобусы 2 класса – междугородние, движущиеся до пункта прибытия за 1-3 часа; у них нет накопительных площадок, а сиденья более удобные.
-
3 – транспорт дальнего следования (вахтовый, экспедиционный, туристический); в нем созданы более комфортные условия (радиоустановки, кондиционеры, мини-столики и карманы, опускающиеся кресла и подлокотники, нагреватели для воды, ковровое напольное покрытие) Люксовые варианты включают в себя бар или буфет на одном из этажей, иногда – душ и гардероб. Но такие встречаются редко, особенно в России.
Маломестный автобус класса В – что это значит? Такая буквенная символика применяется к моделям, где менее 22 кресел, а стоячие не предусмотрены вообще, поэтому в них нет поручней. В А-классе – напротив, разрешается ехать стоя.
О специальных машинах
Помимо вышеперечисленных, есть типы особо узкого назначения. Их производство не так широко, но упомянуть о них стоит:
-
Медицинские, оборудованные реанимационными и шоковыми лабораториями. Такие востребованы при авариях или катастрофах для спасения пострадавших. Они очень удобны в случаях, когда приходится ездить в отдаленные от медучреждений местности.
-
Рекламные – редко используются только ради привлечения клиентов. Обычно они выполняют функцию городских маршрутных такси.
-
Аварийно-спасательные – созданы для работы на местах происшествий.
Каким должен быть современный пассажирский транспорт
Автобусы малого, среднего и особо большого класса обязательно оснащаются:
-
Системами безопасности (аварийными выходами, кнопками экстренной остановки, ремнями и поручнями).
-
Эргономичной кабиной для водителя, где должно быть мягкое кресло, а также электро- или гидроусилитель руля для легкого управления на поворотах.
-
Инновационными инженерными решениями для высокой вместимости салона и комфорта езды.
-
Двигателем, соответствующим габаритам, для развития оптимальной скорости.
Марки-производители
В России самым популярным считается «ПАЗ», его продукция составляет более половины всех автобусов страны. Второе место отводится «КАВЗ», который продал уже 50 тыс. экземпляров. В тройке лидеров находится и «ЛИАЗ» – около 40 000 моделей. Также используется транспорт, изготавливаемый брендом «Hyundai» (17 000) и «НЕФАЗ» (13 000). На дорогах можно встретить и машины от «ЛАЗ», «МАЗ», «Mercedes-Benz», «Ikarus», «Daewoo». Остальные марки (а их еще около 10) менее популярны в России.
Важно понимать, что в зависимости от бренда, конструкции, цели использования и габаритов автобусов подбираются и соответствующие размеры и типы шин. Покрышки с учетом сезона необходимо менять раз или два в год, поэтому намного удобнее делать это в интернет-магазинах, например, на сайте vesikolesa.ru. В формате онлайн всего за пару кликов вы можете купить качественные товары от официалов с доставкой по России и СНГ. А чтобы сохранить выбранные для сравнения шины или повторить прежний заказ, достаточно войти в Личный кабинет и посмотреть историю покупок.
Итак, мы дали вам подробную классификацию автобусов по классам (малый, средний, большой), вместимости пассажиров, длине и другим показателям. Теперь вы можете приобрести транспорт, который идеально подойдет для поездок в различных целях. Не забывайте учитывать дорожные и климатические условия.