Балансировка колес: что это такое и зачем нужно ее делать

Данная статья поможет вам изменить свое отношение к одной из важнейших составляющих грузового авто — шинам. Отбалансированные колесные элементы позволяют экономить не только на резине, но и сохранить лучшую управляемость для грузовика, а для вас и ваших грузов гарантировать большую безопасность на дороге. Так что же это такое балансировка колес, почему она важна и зачем ее проводить? Давайте разбираться вместе.

‌Балансировка‌ ‌колес‌ ‌— что‌ ‌это‌ ‌такое‌

Что представляет собой эта процедура

Суть процесса заключается в восстановлении баланса между ступицами, подвесочными компонентами, дисками и креплениями. Необходимо это для того, чтобы фактический центр массы максимально совпадал с геометрическим — на балансировочном стенде она распределяется равномерно относительно центральной точки. Если все сделано правильно, уровень вибрации, которая ощущается во время движения, заметно снижается. Также значительно увеличивается срок службы покрышек и подшипников.

Как выполняется балансировка

Чтобы оценить, что значит балансировка колес для вашего авто, просто посмотрите на явные преимущества ее выполнения:

  • вы сможете ездить по любому дорожному покрытию с одинаковым уровнем комфорта;
  • исчезнут чрезмерные посторонние шумы, которыми нередко сопровождается передвижение на ТС;
  • продолжительность срока службы автошин;
  • легкость в управлении транспортом вне зависимости от скорости;
  • предотвращение неравномерного и слишком выраженного износа.

Настраивать баланс нужно на любом типе автотранспорта. То, что автомобиль совершенно новый или на нем стоят только что купленные диски и резина, не повод отказываться от проведения этой операции. В противном случае о себе обязательно заявят следующие малоприятные последствия:

  • подшипники будут быстро выходить из строя;
  • появится сильная вибрация;
  • шины станут изнашиваться раньше положенного срока;
  • о комфортной езде придется забыть из-за постоянного шума в салоне;
  • обнаружатся проблемы с системой амортизации;
  • движение на такой машине в целом станет небезопасным.

Зачем делать балансировку колес

Многие автолюбители ошибочно недооценивают важность данной процедуры и экономят на ней. И зря, так как неотбалансированные автоколеса — это не только дискомфорт и раздражающие шумовые эффекты.

Зачем делают балансировку колес (фото процесса)

Приведем пример, чтобы вы могли убедиться в серьезности проблемы. Если машина едет со скоростью 90км/ч в условиях разбалансировки, воздействие на подвеску будет сравнимо с ударами молота по ней массой до 3 килограмм. В течение 1 минуты их происходит порядка 800. Решайте сами, долго ли таким образом протянет ваш грузовик.

Конечно, проведение балансировочных работ — дело добровольное. Соответствующих законов также не существует. Но если вы сомневаетесь в необходимости балансировки, подумайте, во сколько вам обойдется последующий ремонт авто, с которым вы обязательно столкнетесь в ближайшее время.

Что значит отбалансировать колеса: признаки дисбаланса

В первую очередь, это вибрация. При отсутствии баланса она идет из ходовой в салон автомобиля. Чем хуже дорожное покрытие и выше скорость езды, тем больше ощущаются неудобства. Интенсивность вибрирующих движений может быть самой разной: от незначительных шумовых эффектов до внушительной тряски, при которой управлять грузовиком будет крайне проблематично.

Опытные автомобилисты понимают, какое именно автоколесо разбалансировано, всего лишь по источнику вибрационных колебаний в салоне. Например, если вы сидите за рулем и ощущаете вибрацию, значит, передние колеса не отбалансированы; при разбалансировке задней пары она «уйдет» в салон.

Признаки дисбаланса: когда проводить процедуру

Однако такой эффект — это не просто дискомфорт для людей, находящихся в салоне транспортного средства. Усиление нагрузки на ходовую приводит к ускоренному износу подвесочных деталей. Особенно достается ступичным подшипникам: нередко, прямо во время езды они полностью рассыпаются, что приводит к заклиниванию. А застопорившееся автоколесо — одна из причин возникновения дорожно-транспортных происшествий со всеми вытекающими последствиями.

Все еще думаете, что дает балансировка колес? Например, увеличение срока службы резины на 25%. Отбалансированные покрышки получают правильное сцепление с дорогой — оптимальное пятно контакта, равномерный износ и нагрузку, общее снижение тормозного пути.

Что же происходит при дисбалансе? Постоянные вибрационные колебания усиливают механическую нагрузку на протекторные бороздки автопокрышек. В итоге шины быстрее изнашиваются (в основном неравномерно), а осуществлять их замену приходится значительно чаще.

Ко всему прочему добавляются вибрации, передающиеся на руль при разбалансировке передней пары. Они заставляют водителя сильно напрягаться во время управления транспортным средством. Чрезмерная утомляемость также представляет большую опасность на дороге.

Разновидности дисбаланса

Неправильная балансировка колес: что делать

Отсутствие баланса само по себе говорит о наличии неуравновешенных движущихся деталей в автомобиле. К ним стоит причислить автошины, барабаны, ступицы, которые влияют на управляемость грузовика.

В нормальном состоянии центр тяжести автоколеса, лежащий на вращающейся оси, должен быть в равной степени удаленным от общей поверхности. Если в действительности это не так, мы имеем дело с разбалансированным изделием. Теперь понимаете, что означает балансировка колес и насколько она важна? Только помните — идеальной симметрии не существует. Даже завод-изготовитель допускает собственные незначительные погрешности на производстве.

Дисбаланс обычно встречается в трех вариациях:

  • Статический. Довольно редкое явление. Появляется при параллельном расположении осевых основ (инерционной и вращательной), из-за чего вес распределяется неравномерно. Центр тяжести оказывается смещенным в одну сторону, а диск — по всей плоскости. Такая разбалансировка хорошо заметна при езде в любом скоростном режиме. Машина подскакивает, руль плохо слушается водителя. Подвесочная система в данной ситуации очень быстро выходит из строя.
  • Динамический. Второй вид дисбаланса, который встречается гораздо чаще. Нередко проявляется на автомобилях с широкой резиной, когда оси инерции и вращения не совпадают. Транспортное средство на ходу начинает «швырять» влево и вправо даже при небольшой скорости порядка 40 км/ч. Рулевой механизм дрожит и ощутимо бьет по рукам. Происходит такая ситуация из-за изменения центра тяжести, что и приводит к появлению такого типа разбалансировки.
  • Комбинированный. Представляет собой смешение двух вышеперечисленных разновидностей. Самый распространенный из видов дисбаланса. Характеризуется тем, что доставляет владельцам авто меньше всего неприятностей и довольно легко устраняется.

Особенности проведения процедуры

Осуществить весь процесс вы можете как на СТО, так и самостоятельно в гараже, если у вас есть опыт и достаточное для этого оборудование. При этом и в том, и в другом варианте для балансировщика колес нужны будут не только инструменты, но и специальные грузики. Как раз они и позволяют выровнять ось, скорректировав центр тяжести.

Требуемое оборудование

Чтобы произвести балансировку, потребуется спецоборудование — его технические характеристики напрямую влияют на скорость балансировочного процесса. В зависимости от того, где именно осуществляется процесс (на СТО или собственноручно), для него понадобятся:

  • агрегаты для накачки автошин (компрессор или специальный пистолет);
  • стенд для шиномонтажа;
  • подъемное устройство или домкрат;
  • станок для балансирования;
  • вулканизатор.

Требуемое оборудование для балансировки передних и задних колес

Перед проведением операции необходимо тщательно подготовить к ней автоколеса. Протекторные борозды и дисковые элементы нужно очистить от песка и загрязнений. Если пренебречь этим условием, добиться высокой точности не удастся. Далее специалисты или сами водители (при самостоятельном выполнении) предварительно снимают балансиры с колес, проверяют давление в покрышках, определяют центр тяжести. Только после всех подготовительных манипуляций приступают к основной процедуре.

Технология балансировки

Любой мастер начинает ее со снятия дисков, независимо от того, с какой маркой автомобиля он работает. По сути, вся операция выглядит так: снимаем автоколесо — балансируем — ставим на место — берем следующее. И так с каждым.

После того, как протекторные борозды были хорошенько очищены от грязи и мелких камешков, подбирают пластину. Следом ее надевают на диск и закрепляют гайками. Теперь можно отправляться к балансировочному станку. Как только удается выявить проблемную область, устанавливают балансиры. По завершении еще раз осуществляют диагностику геометрии колеса.

Распространенные ошибки

Можно ли сделать балансировку неправильно? Да, к сожалению, такая ситуация возможна, если с колесом вы будете работать самостоятельно или отвезете автомобиль к специалисту с малым опытом работы. Поэтому, чтобы проверить работу автосервиса или самому сделать все правильно, заранее ознакомьтесь с теми недочетами, которые допускаются чаще всего:

  • Нельзя балансировать грязные колеса. Из-за этого достичь нулевого дисбаланса невозможно.
  • Проведение операции без предварительного устранения повреждений.
  • Монтаж новых грузиков поверх старых.
  • Слабая затяжка болтов и гаек.

Неправильная балансировка: распространенные ошибки

Безопасность на рабочем месте

О ней не следует забывать ни при каких обстоятельствах. Напомним вам основные правила:

  • Заниматься всеми видами балансировки колес может только совершеннолетний. Если речь идет об СТО, в штат принимают только человека с медкнижкой и допуском на осуществление работ определенной сложности.
  • Предметы массой свыше 20 кг перемещаются на специальных тележках.
  • Прежде, чем взять автоколесо в обработку, необходимо продиагностировать его состояние.
  • Соблюдение чистоты является обязательным пунктом. Нельзя захламлять проходы и блокировать крупными деталями входы и выходы из помещения.
  • Работника, находящегося в алкогольном или наркотическом опьянении, к процессу не допускают.

Как проверить балансировку

Осуществлять проверку лучше всего в период смены сезонов. Для этого вам потребуется обычный мел:

  • Для начала нужно слегка крутануть колесо.
  • Подождите, пока оно остановится, и сделайте меловую отметку в любой области шины. Например, в центральной части покрышки.
  • Снова раскрутите автоколесо, дождитесь остановки и проставьте штрих мелком. Повторите действия несколько раз (в идеале 5-10).
  • Теперь присмотритесь, определите, где конкретно располагаются оставленные вами отметины. Если они размещаются достаточно близко, необходима балансировка.
  • При противоположной ситуации можно не беспокоиться, какое-то время вы еще обойдетесь без данной процедуры.

Как проверить балансировку

Стоит ли выполнять установку баланса только на передней паре

Балансировку требуется проводить на всех осях — как задних, так и передних. Но не все водители считают это необходимым. Это большая ошибка: разбалансировка любого из колес приводит к неисправностям деталей подвески ТС, возможны нарушения в работе рулевого механизма.

Периодичность выполнения

Обычно данная операция осуществляется через каждые 5000 км пробега. Помимо этого, проводят ее:

  • в период смены покрышек (необязательно сезонной);
  • из-за появившихся вибрирующих движений;
  • после наезда на бордюрные ограждения или попадания в яму.

Как происходит балансировка колес

Балансировочные работы не относятся к разряду сложных. Тем не менее для их проведения требуются соответствующие инструменты и оснащение. Процедура подразумевает раскрутку шины на специальном станке и устранение дисбаланса путем размещения на диске балансиров. Положение грузика не должно быть одинаковым при периодических остановках.

Для более точной установки баланса нужно использовать электронное оборудование. В систему загружают нужные показатели и замеряют равновесность в различных позициях. Полученные данные выводятся на монитор. Таким образом удается быстро определить, куда именно и какого веса следует установить утяжелители.

Как мы уже писали выше, важно понимать, что качество выполняемой операции во многом зависит не от оснащения, а от мастерства конкретного специалиста. В идеале, когда присутствует и тот, и тот аспект. Только так можно быть уверенным, что в итоге получится хороший результат.

Как происходит балансировка колес

Балансировка своими руками

Автолюбителю, решившему провести процедуру самостоятельно, нужно первым делом купить балансиры. Сделать это можно в любом автомагазине.

Не стоит забывать о подготовительных мероприятиях. Хорошенько очистите протекторные борозды от имеющихся загрязнений и проверьте уровень давления. Только после этого задействуйте домкрат, чтобы проверить вращение. Если обнаружено трение, слегка отпустите ступицу.

Теперь снимите старые грузики и покрутите автоколесо по часовой стрелке. После остановки зафиксируйте верхнюю точку и начинайте крутить в обратном направлении. Снова проставьте отметку в положении «верх».

Закрепите новые балансиры, они должны оказаться внизу после раскручивания. Повторите те же действия с остальными колесами.

В этой статье мы выяснили, что такое балансировка шин, зачем она необходима и ознакомились с основными советами по этому вопросу. А если вам понадобилась новая резина для грузовика, обращайтесь в онлайн-гипермаркете vezikolesa.ru. Оставляйте заявку на сайте или звоните по телефону, указанному в разделе контакты, чтобы уточнить информацию по наличию и оформлению заказа. 

 

Оцените статью
Добавить комментарий