Выбор покрышек, шин и их установка – ключ к комфорту и безопасности вашего транспортного средства (ТС). Если вы пустите на самотек хотя бы один из шагов, автомобиль потеряет легкость в управлении, станет плохо входить в повороты, в салоне появятся сторонние звуки, а резина может износиться раньше времени. Что с этим делать? Давайте вместе разберемся с вопросами самостоятельной регулировки углов развала-схождения (РС) передних и задних колес.
Мы рекомендуем протестировать все части подвески и системы рулевого управления после замены комплектующих, ДТП или обнаружения связанных с ними неполадок. Это поможет сэкономить время, деньги и нервные клетки, а также не стать постоянным посетителем ближайшего автосалона из-за экономии на диагностике.
- Углы установки колес (УУК)
- Признаки нарушения: как понять, что пора отрегулировать развал-схождение колес
- Когда балансировка обязательна
- Когда вмешательство не требуется
- Где провести процедуру
- Для чего проводится настройка схода-развала
- Как регулируется развал-схождение в автосервисе: преимущества и недостатки
- Особенности самостоятельной регулировки – плюсы и минусы
- Из-за чего сбивается сход-развал
- Когда установка развала и схождения колес не помогает
- Правила: как безопасно регулировать развал-схождение
- Почему регулировка может сбиться
- Как регулировать УУК по отношению к плоскости касания
- Настройка схождения
- Разновидности оборудования для регулировки
- Оптический стенд
- Лазерное оборудование
- Компьютерные комплексы
- 3D-стенды
Углы установки колес (УУК)
Регулировка поможет вам проверить и, если нужно, поправить положение покрышек относительно дороги и друг друга. Показатели РС выражаются в градусах, минутах, миллиметрах и устанавливаются производителем автомобиля отдельно для каждой модели. Точные цифры, актуальные именно для вашего ТС, можно найти в интернете.
Есть три основных УУК:
- Развал – это угол расположения колес относительно дороги. Он бывает нулевым, при ровном положении, положительным, если покрышки отклоняются наружу, и отрицательным, когда они развернуты внутрь. При сильном нарушении это заметно и визуально. Грамотная регулировка позволит добиться комфорта, безопасности и легкой управляемости авто.
- Схождение – это УУК относительно продольной оси. Колеса могут быть абсолютно параллельными (при значении 0°), а также сход называют положительным при повороте шин внутрь и отрицательным при развороте наружу (в последнем случае также можно диагностировать расхождение).
- Кастором называют продольное положение колеса относительно нарисованной вертикали и его оси наклона. Показатель может быть нулевым (совпадать с перпендикуляром к поверхности), положительным (у грузовых авто он всегда со знаком плюс) или отрицательным.
Есть еще одно понятие – разворот оси. Это один из вариантов неправильного схождения. Он заключается в том, что пара покрышек, часто задняя, при ровном положении руля синхронно «смотрит» не прямо, а в какую-нибудь из сторон. Конечно, управляемость из-за этого страдает и машину может значительно «вести» на дороге. Вот как выглядит проблема в проекции сверху:
Когда мы разобрались с тем, что же такое РС, объясним, почему процедуру проверки нужно проводить регулярно, а также рассмотрим, какие последствия могут быть, если про это забыть.
Признаки нарушения: как понять, что пора отрегулировать развал-схождение колес
- Значительный шум и вибрации, особенно, когда при повороте слышен свист – это резина стирается об асфальт.
- Руль стоит не ровно. Причиной могут стать криво поставленные оси и другие ошибки, допущенные при установке и регулировке подвески, блока управления. Кроме нарушенной геометрии это может быть старый рулевой наконечник, стертая изнутри или изношенная снаружи резина.
- Авто может уводить в какую-то из сторон. На самом деле объяснений такого нестабильного поведения много. Одним из них можно назвать износ покрышек. Чтобы исключить это и не заезжать лишний раз на СТО, можно посмотреть на индикаторы изношенности на покрышке. Иногда дело в балансировке, и вы можете исправить ситуацию несколькими грузиками. Но в любом случае дорога вашему автомобилю одна – в шиномонтаж.
- Сложная управляемость. Когда рулевое колесо стало труднее поворачивать, оно буквально упирается даже при наличии гидравлического усилителя руля. Виной может быть излишне положительный развал. Есть еще одна причина, которую проверить намного проще, – это недостаточное давление в шинах. Подкачайте воздух, выровняйте «атмосферы», а потом сделайте тестовый заезд. Если изменений нет – едьте в СТО.
- Неравномерный и скорый износ покрышек, когда протектор стирается участками – внутри или снаружи. Но самое сложное в том, что на первых этапах раннее изнашивание можно не заметить. Но когда на шине уже проглядывается корд – пора задумываться не столько о геометрии, сколько о замене покрышек на новые.
- Неустойчивое положение на дороге, плохая управляемость при разгоне от 80 километров в час.
- Заносы задней части автомобиля на скользком дорожном покрытии, во время дождей.
Любые неполадки в сфере рулевого управления требуют срочного посещения СТО, диагностики и выполнения регулировки схода-развала передних колес, если проблема не в чем-то другом.
Когда балансировка обязательна
- Когда заменяется шаровая опора, потому что в это время меняется наклон покрышки.
- При замене рулевых наконечников. Настройка здесь напрямую связана со схождением.
- Если изношен старый и поменян на новый ШРУС (шарнир равных угловых скоростей). Деталь не влияет на подвеску напрямую, но когда заменяется эта запчасть, приходится разбирать всю остальную систему, в том числе вышеперечисленные комплектующие.
Когда вмешательство не требуется
Многие специалисты, которые хотят не только помочь вам с проблемой, но и заработать, предлагают провести дополнительные бесполезные процедуры. К таким часто относится и регулировка РС. Если вы не уверены в необходимости назначенных услуг и не знаете, когда можно отказаться и не регулировать сход-развал, запоминайте:
- Замена покрышек. Они никак не воздействуют на ось и иные УУК.
- Любые взаимодействия с амортизаторами. Но если пружины сильно изношены, авто опускается, из-за нового положения приходится подстраивать геометрию.
- Установка стабилизаторов.
Не ведитесь на хитрые уловки сотрудников автосервиса и избегайте лишней траты денег. Лучше не пропускайте плановую диагностику, наблюдайтесь у проверенных механиков и избавляйтесь от проблем сразу.
Где провести процедуру
Вы можете пойти по одному из двух путей:
- Сделать балансировку своими силами, но для этого понадобится купить, разместить и разобраться с оборудованием, а также приобрести гараж, с ямой, и знать, что вообще делать. К тому же, некоторые автомобили, в том числе грузовые, самостоятельно обслуживать очень сложно. Главный плюс: это бесплатно. Точность может быть неплохой, при знании дела, но не идеальной, как у профессионала.
- Обратиться в сервисный центр. Специалисты знают об особенностях разных моделей авто, имеют выбор деталей и качественное оборудование для их установки. Этот вариант быстрее, качественнее и надежнее еще и потому что многие сервисы дают гарантию на работу.
Для чего проводится настройка схода-развала
Большинство автолюбителей знают, как ведет себя транспортное средство с правильно рассчитанными углами установки колес.
- Машина будет устойчиво вести себя на поворотах и прямой дороге даже при больших скоростях, потому что контакт протектора с дорожным покрытием будет оптимальным.
- Повысится управляемость. Рулевое колесо оси, а вместе с ними и автопокрышки, будут чутко реагировать на любое движение водителя. На бездорожье, в условиях снега и дождя заносов будет намного меньше.
- Износ шин проходит равномерно по всему периметру прилегающих участков резины.
- Экономится топливо.
Регулярное проведение процедуры позволяет, во-первых, сэкономить, а во-вторых, увеличивает безопасность езды.
Как регулируется развал-схождение в автосервисе: преимущества и недостатки
Во многих салонах процедура давно компьютеризирована, поэтому о точности результатов можно не говорить – это основной плюс. Также отметим:
- Экономию времени – пока мастер занимается машиной, вы можете попить кофе в комнате ожидания.
- Мастерство. Процесс не элементарный, но проводится часто, поэтому большинство монтажников имеют опыт и смогут справиться с любой проблемой.
- Возможность на месте провести дополнительные манипуляции – сменить зимний комплект резины на летний, бортировать ее, отремонтировать порез, произвести балансировку, подкачать воздух в шинах и далее по списку.
Основной недостаток заключается в следующем: на СТО редко приезжают именно за процедурой настройки развала-схождения. Обычно ее предлагают или даже навязывают ремонтники, утверждая, что машина развалится пополам при первом повороте руля. Но иногда стоит прислушаться к рекомендации, тем более, если вы давно не проводили плановый осмотр. Его рекомендуют делать не реже, чем раз в 30 тысяч километров пробега.
Особенности самостоятельной регулировки – плюсы и минусы
Самоучки, конечно, могут провести процедуру не хуже специалистов, особенно если в запасе есть все инструменты, опыт и знания по теме. Но без навыков вы только навредите транспорту и потратите еще больше средств на его восстановление. Недостатков самостоятельного ремонта множество:
- Нет специализированной техники, стенда, компьютерной диагностики – точность из-за этого значительно страдает.
- Владелец не знает заводских особенностей и параметров своей модели автомобиля. В некоторых машинах по умолчанию стоит небольшой развал или присутствует отрицательный/положительный угол Кастора. Не зная этого, можно «обнулить» все показатели, что негативно повлияет на ходовые качества.
- Отсутствие проверки остальных узлов. В автосервисе при регулировке одновременно осматриваются и другие части подвески, системы рулевого управления. Если что-то сломано или подходит срок естественной замены расходника, об этом оповещается владелец авто, чтобы настройка РС не проводилась дважды.
Главный и, пожалуй, единственный плюс такого варианта – он бесплатный.
Из-за чего сбивается сход-развал
Косвенными причинами могут являться:
- Агрессивный стиль езды.
- Участие в аварии.
- Попадание в яму, люк, выбоину.
- Частое передвижение по бездорожью и пересеченной местности.
- Использование резины с разными протекторами или со значительным износом.
- Замена одной из частей подвески.
После попадания в какую-то из этих ситуаций в авто могут произойти поломки, при которых не рекомендуется ехать даже до СТО. В остальном мы рекомендуем регулярно производить профилактические проверки. Лучше всего – два раза в год, потому что все детали узлов изнашиваются естественным образом и постепенно приходят в негодность. Из-за постоянной вибрации УУК могут произвольно отклоняться.
Когда установка развала и схождения колес не помогает
Даже у профессионального и опытного автомеханика не всегда получается выставить рекомендованные заводом-изготовителем углы. Этому могут препятствовать запчасти, которые уже износились и требуют замены. Их использование в автомобиле приводит к возникновению люфта. Именно по этой причине любой хороший мастер не берется за выравнивание геометрии до того, как проведет хотя бы визуальный осмотр всей ходовой.
Еще одно возможное объяснение – это разные деформации корпуса. К этому приводят сильные процессы коррозии на кузове, последствия ДТП, появившиеся при эксплуатации вмятины.
Также есть нюанс, который можно проверить даже самостоятельно, – это автомобильные шины. На них часто обнаруживается неравномерный износ, грыжа или проблемы с балансировкой. Исправить ситуацию можно после полной замены колес или хотя бы их перестановки местами. В результате машину перестанет вести либо уводить ее будет уже в другую сторону. В последнем случае выход один – СТО.
Правила: как безопасно регулировать развал-схождение
Дадим несколько рекомендаций:
- Перед началом процедуры узнайте в интернете, прочтите в документах или другом источнике УУК для конкретно вашей модели автомобиля.
- Запишите величину текущих показателей.
- Обязательно используйте манометр для определения давления в шинах, оно должно быть одинаковым и соответствовать марке транспортного средства.
- Проводите затяжку гаек на дисках когда авто четырьмя колесами стоит на земле, а не находится в подвешенном состоянии.
- Сперва приступайте к развалу, только затем – к сходу. Тогда параметры останутся точными.
Почему регулировка может сбиться
Иногда углы меняют установленное положение буквально на следующий день после настройки. Автолюбители находят такие объяснения:
- Слетает резьба с болтов.
- У подвески присутствует люфт.
- Рейка не герметично прикреплена к кузову.
- Стерлись наконечники рулевой тяги.
- Плохое крепление усов.
Еще раз дадим совет: проверяйте всю ходовую часть в комплексе, а не только показатель РС. Или обращайтесь к специалистам, в салонах такие ошибки не допускаются.
Как регулировать УУК по отношению к плоскости касания
Делайте следующее:
- Поднимите авто на домкрате.
- Осмотрите весь узел на предмет износа или неполадок.
- Найдите контргайку, ослабьте ее.
- Многие спрашивают, чем (какими болтами) регулируется сход-развал колес. Нам нужен крепеж эксцентрик, он прикрепляет рычаг подвески к кузову автомобиля. Его можно рассмотреть на фото ниже. Именно этот элемент нужно вращать, чтобы изменить угол установки.
- Опустите машину, откатите ее на 1,5 метра назад и обратно.
- Измерьте показатель отклонения.
- Если он в норме, контргайку можно затягивать.
Настройка схождения
Алгоритм действий:
- Поднимите на домкрате ваш транспорт.
- Ослабьте гайки, которые держат рулевую тягу.
- Вращайте этот элемент, достигая уменьшения расстояния.
- Затяните крепежи и опустите авто.
Посмотрим видео, в котором есть подробное описание всех процессов:
Разновидности оборудования для регулировки
Чем дальше шагают технологии, тем больше приборов создают для быстрой и точной проверки технического состояния ТС. Рассмотрим самые популярные и эффективные из них.
Оптический стенд
Первый способ, который позволяет проецировать на экран положение покрышек и диагностировать развал или схождение. Для этого к резине прикрепляются специальные трубки, излучающие световые пучки. Проблема одна – вариант подходит только для диагностики передней оси.
Лазерное оборудование
Лазер позволяет получить более точные результаты и проверить состояние УУК каждой из частей подвески. Но и эта система немного уходит в прошлое, потому что замещается на следующий вид.
Компьютерные комплексы
Здесь для анализа вместо устаревших излучателей используются цифровые датчики. Полученная информация проходит автоматическую систематизацию и отображается на экране в виде схем, диаграмм. Есть несколько подвидов стендов:
- кордовые;
- инфракрасные;
- радиоканальные;
- бесконтактные.
Они различаются по способу передачи данных и работы с ними.
3D-стенды
Программное обеспечение может отслеживать точки перемещения колес, анализировать их и сравнивать с моделью-эталоном. Это позволяет быстро и грамотно выставлять углы.
В статье мы разобрали, как правильно сделать развал-схождение, и теперь вы знаете все необходимое для самостоятельного проведения процедуры и сможете проверить результаты после обращения в СТО. Напомним, что показатели напрямую зависят от износа автошин. Если резина уже износилась, закажите качественные покрышки для грузового транспорта в интернет-магазине vezikolesa.ru.