Неравномерный износ протектора шин: что к этому приводит — главные причины

Автомобильная резина, как и любой другой материал, со временем изнашивается и в итоге полностью выходит из строя. Срок ее службы варьируется в зависимости от множества факторов — индивидуального стиля управления транспортным средством, соблюдения правил эксплуатации, наличия или отсутствия должного ухода. В этой статье расскажем, в чем причины неравномерного износа передних и задних шин у грузовых автомобилей и к чему это может привести.

Влияние износа на сцепление с дорожным покрытием

Как влияет износ на сцепные свойства

Чрезмерно изношенная резина представляет реальную угрозу безопасности водителя на дороге. Сцепление между покрышками и дорожным полотном нарушается, от этого становится значительно труднее управлять машиной. При определенных обстоятельствах автовладелец может попросту потерять контроль над машиной, что приведет к ДТП.

Особенно неблагоприятным в такой ситуации считается период интенсивного выпадения осадков. Капли дождя и снег попадают в область (пятно) контакта с дорожным покрытием, снижая при этом сцепные характеристики. Если протектор глубокий, вода и слякоть легко выводятся по резиновым желобкам, не мешая полноценному контакту с поверхностью дороги. В противном случае при существенном истирании зона сцепления заполняется слоем жидкой или кристаллизованной воды.

Выясняя, что приводит к неравномерному износу протектора шин, важно помнить — при движении автомобиля по мокрому асфальту нельзя исключать вероятность аквапланирования. При этом чем выше скорость, тем больше опасность. Жидкость попросту не успевает вытекать через протекторные канавки. Если резина в плохом состоянии, это ощутимо осложняет ситуацию. Возникновение гидродинамического клина может привести к печальным последствиям, в том числе — к ДТП.

Почему опасно ездить в дождь с неравномерным износом шин

Опаснее потери сцепления из-за дождя или снега только значительное увеличение тормозного пути. В отличие от новой резины, старой необходимо около двух или даже больше метров для полной остановки при движении со скоростью 60-64 км/ч.

Исходя из рисков, описанных выше, несложно сделать вывод — ездить на стертых покрышках можно только по сухим дорогам. Аквапланирование, продолжительный тормозной путь, неправильное сцепление и прочее — все это является реальной угрозой для жизни и здоровья самого водителя и других участников движения.

Разновидности неравномерного износа покрышки

Виды неравномерного износа шин: таблица

Каждый тип изнашивания определяют при помощи специальных индикационных устройств. Среди основных видов:

  • Нормальный. Как правило, наблюдается при обычной эксплуатации транспортного средства. Зависит от расположения колес, характеризуется разным истиранием как передней, так и задней резины. Именно поэтому с целью достижения равномерности пары меняют местами, что благоприятно сказывается на сроке службы шин.

Передние колеса подвержены большей нагрузке. Область по бокам — самая изнашиваемая их часть. При этом у ведущих средняя зона страдает значительно сильнее в отличие от ведомых. Объясняется это довольно просто — центр шины больше взаимодействует с асфальтным покрытием.

Резина заднеприводных автомобилей, расположенная спереди, больше изнашивается по бокам, задняя чаще стирается посередине.

Неравномерный износ (примеры на фото)

  • Двусторонний и центральный. Разбираясь, о чем свидетельствует неравномерный износ протектора шин, нужно помнить — оба типа возникают из-за того, что давление не соответствует норме. Изнашивание средней части протектора появляется при чрезмерно высоком, когда с дорогой соприкасается только центр колеса. Истирание с двух сторон возникает вследствие низкого, если резина контактирует с обширной площадью дорожного полотна.
  • Пятно и окружность. Отсутствие равномерности также может говорить о дисбалансе колес. Обычно такие повреждения формируются на переднем мосте, и помочь здесь может стандартная балансировка.

Когда после проведения балансировочных мероприятий изделия продолжают изнашиваться, проблема, скорее всего, заключается в подвеске. Чтобы устранить неполадки, потребуется провести диагностику — скорее всего придется отремонтировать рычаг подвески или амортизаторы. Кроме того, пятна могут появляться в результате резкого торможения транспортного средства.

  • Пилообразный. Такой вид износа чаще всего встречается у блочных протекторов ведущей оси. В этой ситуации шины деформируются в движении, при контакте с покрытием протектор продавливается внутрь, его блоки сминаются и протаскиваются по дорожной поверхности. Резиновое покрытие, формирующее защиту, при таком раскладе полностью стирается.
  • Чешуйчатый, также его называют зубцеобразным. Возникает на колесах грузовиков из-за сильного перегруза. Если вы заметили такой тип изнашивания, обязательно проверьте внутреннюю область шин на наличие трещин. Не исключено, что причина истирания кроется в неверном выборе изделия — модель просто не подходит для большой нагрузки. На грузовые машины следует устанавливать покрышки с 10-15% запасом согласно установленным параметрам. Если шины им не соответствует, срок их службы будет весьма непродолжительным.

Виды неравномерного износа, примеры

  • Острые края с одной стороны. Обычно образуются на передних колесах из-за специфического стиля управления автомобилем или езде по некачественному покрытию. Например, гравий выводит резину из строя довольно быстро. На ней появляются трещины, разрывы и глубокие царапины. Кроме того, крайне неблагоприятное воздействие оказывает и существенное повышение температуры материала, из которого выполнены шины. При высокой скорости не исключено расслоение на составные элементы.
  • Волочение. Еще один вид изнашивания покрышек на грузовиках. Возникает, если внешние диаметры окружностей различаются, присутствует разница в давлении или глубине протектора на двух элементах одного моста. При этом деталь меньшего размера волочится за большей, проскакивает и постоянно тормозит.

Протаскивание может наблюдаться и на резине при чрезмерном сжатии или вследствие неверного подбора диска. Если количество атмосфер находится в пределах нормы, пятно соприкосновения с дорогой обеспечивает равномерное распределение нагрузки. При появлении отклонений (выше или ниже нормальных показателей) размеры области контакта меняются, и она начинает распределяться неравномерно.

  • Гребенчатый продольный. Данный вид повреждений наблюдается на колесах ведущего моста с блочным протектором, для него характерно истирание сбегающего края шины. Устраняют проблему обычно путем замены направления вращения.

Такой тип износа — результат резких торможений и крутых поворотов. Подобный стиль езды сказывается неблагоприятным образом на состоянии резины, в итоге в протекторных бороздках появляются трещины и даже разрывы. Особенно подвержены таким проблемам изделия низкопрофильных марок. Следствием неисправности тормозной системы и экстренной активации тормозов также может стать появление «ползунов». Но основной причиной такого изнашивания является все-таки сам водитель и его манера управлять транспортным средством.

Допустимая глубина протектора

Минимальный показатель прописан правилами дорожного движения. Для грузовых авто и прицепов массой свыше 3,5 тонн допустимо протекторное углубление не менее 1 миллиметра. Для автобусов и троллейбусов эта величина составляет 2 мм.

Допустимая глубина протектора

Причины неравномерного износа шин грузовика

На изношенность резины влияет множество факторов, основные из них детально разберем в этом разделе.

Причины неравномерного износа грузовых шин

Неправильный сход

Показатель схождения отвечает за положение колес и выравнивание расстояния между ними. По правилам они должны быть установлены строго вертикально. При несоблюдении этого условия соприкосновение покрышек и дорожного полотна будет осуществляться только по внешней или внутренней их зоне. Соответственно, повреждения не будут равномерными.

Разбалансировка развал/схождения — один из основных факторов повреждения резины с внутренней стороны. Когда колесо имеет наклон вправо или влево, оно контактирует с дорогой значительно меньше, а нагрузка приходится на небольшую площадь (пятно касания). Чем меньше размер зоны соприкосновения — тем выше износ. Даже самая обычная неглубокая яма может привести к нарушению баланса. Через 1000 километров это попросту уничтожит покрышку. Если подобное наблюдается на колесных элементах заднего моста, могут возникнуть проблемы с сайлент-блоками.

Чтобы резина изнашивалась равномерно, колеса систематически меняют местами (передние и задние). Ведь при разбалансировке машину на трассе таскает, возникает неприятный писк на поворотах как на большой, так и на нормальной скорости.

Износ из-за неправильного развал-схождения

Неправильный развал

Этот показатель означает угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса. При сбитых настройках развала, как и схождения, повреждается корд. Происходит это по разным причинам, а через несколько сотен км может превратиться в серьезную проблему. Не исключено даже полное уничтожение протектора до самого основания.

Отклонение может появиться из-за:

  • продолжительной эксплуатации автомобиля без проведения своевременного техобслуживания;
  • удара (о бордюр или другие дорожные элементы), полученного в период езды;
  • ремонта передней подвески или дефекта ее составляющих.

В любом случае затягивать с проверкой баланса на станции не следует. Много времени это не займет, зато поможет предотвратить массу негативных последствий.

Волны и бугры

Изучая причины неравномерного износа резины передних и задних колес, следует помнить, что волнистость и бугристость поверхности возникает при отсутствии балансировки дисков. В подобной ситуации машина будто скачет, а не едет по дороге, и сильно трясется. То же самое может произойти из-за поломки амортизаторов.

Волнообразные повреждения выступают следствием люфта в подшипниках ступиц и шарнирах находящейся впереди подвески. Движение при такой неисправности весьма небезопасно.

Деформированный кузов

Шасси транспортного средства надежно прикрепляется к каркасу, объединенному с кузовной частью, которая обеспечивает точность размещения блоков подвески. Если автомобиль попадает в серьезное ДТП, реперные точки каркасной основы смещаются. Даже трех-пяти миллиметров достаточно, чтобы вместе с ними свое расположение поменяли подвесочные узлы. Устранить разбалансировку развала/схождения на кривом кузове, к сожалению, невозможно — при таком раскладе машина неизбежно портит покрышки.

Битый рычаг

К его вынужденной замене приводит истирание внутренней зоны резины у одного колеса на передней оси. Автомобиль при таком нарушении ощутимо тянет в сторону незаметно поворачивающего, тогда как все остальные движутся в заданном направлении. В результате такого повреждения происходит истирание шины об асфальтовое покрытие.

Причины неравномерного износа: что на него влияет

Недостаточное или чрезмерное давление

Данный показатель влияет не только на комфорт во время передвижения на транспортном средстве, но и на изнашивание резины. Если атмосфер больше нормы, страдает в основном средняя область колеса. При недостатке возникает другая ситуация — стирается боковая часть. Как правило, проверку соответствия величины производят перед продолжительной поездкой (особенно актуально для транспорта, осуществляющего грузоперевозки на дальние расстояния). От того, каким будет давление в покрышках, зависит устойчивость авто на дороге и уровень повреждения резиновых элементов.

Неравномерный износ грузовых шин из-за деформации диска

Деформированная деталь — одна из основных причин неравномерности истирания. В таком случае резина повреждается в определенных зонах — появляются два пятна изнашивания в противоположных местах. Если имеются вмятины, процесс выхода из строя ускоряется. Определить данную неисправность может сам водитель по характерному биению руля автомобиля.

Изнашивается одно колесо

Обычно это происходит из-за неисправностей в подвеске или тормозной системе. Повреждение может возникнуть из-за протекающей стойки, ненадлежащей работы составляющих деталей. Даже незначительные неровности дорожного полотна при таком раскладе станут ощутимым препятствием для ТС. Трение на покрышке усиливается, протектор портится раньше, чем предполагалось.

Пришли в негодность только передние колеса: проблемы в рулевой

После того как вы определили причины неравномерного износа задней резины, обратите внимание, что влияет на состояние шин, установленных впереди. Весьма плохо на них могут сказаться неполадки в рулевой системе. Покрышки в зависимости от ситуации портятся пятнами, повреждается только одна сторона или вся площадь.

Неравномерный износ грузовых шин: деформация диска как причина

Мы рассмотрели причины неравномерного износа протектора шин, последствия подобных повреждений и их разновидности. Советуем тщательно следить за состоянием вашей резины, ведь от этого зависит не только ваша безопасность, но и других участников дорожного движения. Новые качественные изделия вы найдете в нашем интернет-магазине vezikolesa.ru, оставляйте заявку на сайте или звоните по контактному телефону для оформления заказа.

 

Оцените статью
Добавить комментарий